Задание «Я не то имел в виду»

Формат: «Другими глазами»

Автор задания: Инна Бартош

О чем эта игра

Иногда люди сердятся друг на друга, потому что имеют в виду не то, что говорят, и «слышат» не то, что сказано. Мама говорит: «Ты не позвонил!», а хочет сказать «Я волнуюсь, как бы ты не попал в беду». Подросток слушает: «Ты не позвонил!», а слышит: «Я тебя контролирую».

Мы решили сделать игру, которая учит “слышать” не только текст, но и контекст, — а значит, помогает уменьшить количество конфликтов, тренирует умение выражать свои мысли так, чтобы собеседник понял их правильно; дает понимание, что все люди разные.

А что, если заглянуть в голову другому существу и попробовать понять его?

Цели и задачи игры

  • Показать  конфликтную ситуацию с разных точек зрения.
  • Дать возможность увидеть, что строить диалог можно разными способами.
  • Показать, что даже слова заботы могут ранить или обидеть – и показать пути, как этого избежать.

Возраст

12-15 лет. Но вообще-то в любом возрасте стоит потренировать умение увидеть, что стоит за текстом. 

Решение

Сделать в комиксах игру-тренажер, которая показывает, как можно текст понять превратно.

Пользователю предлагается картинка с диалогом двух персонажей. Нажимая кнопки, пользователь может увидеть, что имел в виду говорящий, как его понял собеседник, как можно было бы иначе построить фразу, каким образом ситуация могла бы разрешиться.

В конце игры формулируются советы: как можно удачнее формулировать мысли.

В игре представлено несколько ситуаций. В финале пользователь может предложить авторам игры свой вариант диалога. 

Задача игрока

Найти ситуацию, которой «отзывается» (возможно, игрок с чем-то похожим встречался в своей жизни).

Опционально: игрок может предложить свой вариант ситуации.

Время прохождения игры: 4-7 минут.

Механика обучения

Когда игрок переключает кнопки и моделирует ситуацию, он видит, что часто за обидными (в том числе для него) словами стоят добрые намерения. И наоборот — что он сам, формулируя мысль, может задеть собеседника, совершенно не имея этого в виду.

Возможность «заглянуть в чужую голову» — это шанс осознать, «по каким граблям ты ходишь», и изменить этот привычный маршрут.

Дополнительный смысл игры, помимо личных инсайтов, — методически-диагностический. Ответы записываются в диагностическую карту игрока и могут влиять на его дальнейший маршрут на «карте территорий» в игре IZ-i: программа будет подбирать для пользователя задания с учетом «знаний» о нем.

СЫГРАТЬ В ИГРУ «Я не то имел в виду«

I Стартовый экран

Анонс игры: Бывает, что люди сердятся друг на друга из-за того, что имеют в виду не то, что говорят, и «слышат» не то, что сказано. Мама говорит: «Ты не позвонил!», а хочет сказать «Я волнуюсь, как бы ты не попал в беду». Подросток слушает: «Ты не позвонил!», а слышит: «Я тебя контролирую».

А вы сталкивались с таким непониманием и несовпадением? Включая кнопки, моделируйте диалоги. Попробуйте понять, как воспринимает ситуацию каждый ее участник. Если можете, предложите свой пример.

Дескриптор: Игра учит “слышать” не только текст, но и контекст, — а значит, помогает уменьшить количество конфликтов, тренирует умение выражать свои мысли так, чтобы собеседник понял их правильно; дает понимание, что все люди разные. 

II Задание 

Картинка с диалогом двух персонажей и переключатели:

  • Что думает.
  • Что “слышит”.
  • Что имеет в виду.

На экране также есть кнопки «Это мне знакомо» (переход к заключительному экрану) и «Другой диалог» (листание между кейсами-комиксами)

На картинке:
Думает
Я желаю тебе лучшего и успешного будущего
Говорит
Опять двойка?
Слышит
Ты бестолковый

Текстовое поле: (одинаковое во всех вариантах, когда переключатель «Что имеет в виду» выключен)

Что в голове у ёжика: “Если я сейчас не помогу тюленчику Диме начать хорошо учиться, — вдруг его будущее будет хуже? Я переживаю и хочу ему помочь победить собственную лень!”.

При включенном рычаге «Что имеет в виду» на картинке вместо реплики «Опять двойка?» появляется новая: «Тебе помочь с учебой?», а текстовое поле меняется на следующее:

Ёжик хочет помочь тюленчику победить собственную лень. Он решил, что лучше предложить помощь, а не ругать друга. Может, так тюлень не решит, что его упрекают?

2.

Думает
Я забочусь о тебе.
Говорит
Пожалуйста, надень шапку!
Слышит
Ты такая глупая!

Что в голове у коалы: «Мне хочется проявить свою заботу и любовь к лисе, я искренне переживаю за ее здоровье. Почему она так легкомысленно относится к опасности замерзнуть и заболеть?».

При включенном рычаге «Что имеет в виду» на картинке вместо реплики «Надень шапку» появляется новая: «Мне будет спокойнее, если ты возьмешь шапку», а текстовое поле меняется на следующее:

Коала хочет позаботиться о том, чтобы рыжие ушки не замерзли, но считает, что лиса Екатерина имеет право сама за себя решать, надевать или нет шапку. Поэтому коала говорит только о своих чувствах и организует подруге возможность (без принуждения) надеть шапку, если та замерзнет. Без гиперопеки и контроля!

3.

Думает
Мне тебя не хватает
Говорит
Звони мне почаще!
Слышит
Ты бессердечна и равнодушна

Что в голове у мышки Ле Тучки: «Я скучаю по сове и была бы рада почаще разговаривать с ней. Мне не хватает ее внимания и хочется общения».

При включенном рычаге «Что имеет в виду» на картинке вместо реплики: «Звони мне почаще» появляется новая: «Давай созвонимся, а лучше встретимся в субботу!», а текстовое поле меняется на следующее:

Летучая мышь скучает по сове и хочет общаться чаще. Она решает не ждать инициативы от подруги, а сама ее проявить. Тогда вряд ли сова решит, что ее упрекают!

4.

Думает
Я же хороший? Я молодец? 
Говорит
Я так устал!
Слышит
Ты мне не помогаешь!

Что в голове у какаду: «Я многое делаю, и мне хочется, чтобы ты оценил мои усилия. И посочувствовал мне. Потому что я устал. Мне важно твоё внимание и одобрение!».

При включенном рычаге «Что имеет в виду» на картинке вместо реплики «Я так устал!» появляется новая: «Оцени, как много сделано!», а текстовое поле меняется на следующее:

Какаду сделал много дел, ему хочется, чтобы его оценили, одобрили, похвалили и пожалели. Он решил, что если скажет словами, какой он молодец, то коале будет проще заметить и оценить его героизм (а не думать, что жалобы — это завуалированный упрек).

5.

Думает
Хочу, чтобы ты всегда выглядела классно!
Говорит
Ты странно выглядишь!
Слышит
Я лучше знаю, как правильно!

Что в голове у пингвина Тони Кварка: «Мне не нравится, как оделась лиса, и я боюсь, что окружающие будут думать о ней плохо. А может, и обо мне, раз я с ней, такой странной, дружу. Надо научить ее, предостеречь, кто, если не друг, скажет ей правду?».

При включенном рычаге «Что имеет в виду» на картинке вместо реплики «Ты странно выглядишь!» появляется новая: «Как ты неординарно одеваешься!», а текстовое поле меняется на следующее:

Пингвину не нравится, как одевается лиса. Но лисе нравится выглядеть не как все (хотя это именно то, что пугает пингвина). “Неординарно” — подходящее слово, чтобы пингвин мог выразить свою мысль, не обижая лису, и не навязывая ей свои представления о том, как лучше. В глубине души Тони понимает, что выбор лисы Екатерины — не его дело.

Экран 3. Результаты

3 текстовых блока

Блок 1: 

  • Лучше предложить помощь, а не упрекать собеседника в его ошибках.
  • Лучше говорить о своих чувствах, а не навязывать свои мнения.
  • Лучше организовать возможности, а не решать за других.
  • Лучше просить о помощи и предлагать идеи, а не обижаться, что кто-то не проявил инициативу.
  • Лучше говорить словами, чем надеяться, что кто-то догадается.

Блок 2: 

Хотите, чтобы вас лучше поняли? Говорите “я-сообщениями” о себе и своих чувствах, (вместо “ты должен” или “ты неправ”).

Хотите лучше понимать других? Помните, что часто за обидными для вас словами скрываются любовь, забота, желание помочь, просьба о вашем внимании, стремление участвовать в вашей жизни и быть значимым для вас.

Блок 3: 

Нажав кнопку ниже, вы можете прокомментировать эту игру или пофантазировать: как еще мог выглядеть разговор с непониманием? Если у вас есть идея такого диалога, отправьте его нам! Возможно, мы добавим в эту игру новые комиксы на ваших примерах (если хотите, напишите свое имя и мейл).

Кнопка «Обратная связь»

СЫГРАТЬ В ИГРУ «Я не то имел в виду«

[democracy id=»7″]

Психология для подростков: тренажер взаимопонимания

Платформа самоопределения, платформа Изи-ай, платформа Изи, платформа для подростков, iz-i, личностное самоопределение, тестирование, игровое тестирование, самопознание, кем стать, смысл жизни, тест личности, куда поступать, профориентация, развитие личности, изменить жизнь, подросток 16 лет, выбор профессии, тесты и профессии, изучать психологию, профессиональное самоопределение, тесты по профориентации, профессия после 9 класса, профессия после 11 класса, профориентация онлайн, профориентация бесплатно, психология подростка, подросток тест, психология школа, родитель подростка