При разработке системы диагностики и тестирования для платформы мы руководствовались следующими принципами.
1. Тест — это личный инструмент, предназначенный для пользователя, а не профориентолога или контролирующей системы.
Система диагностики прозрачна для пользователя. Задача теста — служить «зеркалом самопознания», инструментом, который помогает человеку меняться. Это гигиенический, личный продукт.
Мы отказываемся от «функций контроля» и даем пользователю полный доступ к системе диагностики. У него всегда есть возможность остановить или закончить тестирование, «откатить» результаты назад и начать заново.
Тестирование — это исследовательский, в буквальном смысле слова игровой процесс, а не вердикт и не диагноз, вынесенный или поставленный единожды и навсегда.
Этот принцип требует особого уровня доверия к пользователю. Это доверие возникает в результате принципиального переосмысления роли «самоопределяющегося» в профориентационном процессе. На новом уровне доверия можно получить качественно иной результат тестирования.
2. Тестирование — вспомогательная часть процесса профориентации, а не «вещь в себе».
Мы не используем тестирование в отрыве от других профориентационных процессов, не опираемся на его результаты сами по себе, вне общего профориентационного контента.
Точно так же, как профессиональное самоопределение — это часть самоопределения личностного, любой тест — это часть процесса внутри профориентационного маршрута, а не самостоятельный инструмент.
3. Основа анализа — измерения изменений.
Единоразовое использование тестов не дает данных, на которые можно опираться. Основой анализа являются изменения, которые происходят с пользователем, их скорость и направленность.
Только анализируя, что и как изменилось, мы получаем достоверную картину того, что происходит с человеком. А для этого тесты должны сопровождать пользователя в течение долгого времени.
4. Система диагностики должна быть многофакторной.
Пришло время перейти с «ручной обработки данных» к самообучающимся системам тестирования, учитывающим тысячи различных факторов. Это позволяет опираться на множество тестов, накладывать их данные друг на друга, делать корреляцию и строить прогнозы на основе этого.
Использование различных методик даст более многогранный и точный портрет личности. Обретаемая глубина тестов на базе обучаемых алгоритмов даёт принципиально иной уровень валидности, позволяет уйти от упрощенных систем как в модели самой личности, так и в понимании внешних моделей — профессий, видов деятельности, требований к знаниям и компетенциям.
5. Тесты должны быть адаптивными и интерактивными.
Эффективность тестов достигается за счет динамического реагирования на получаемые от пользователя ответы. В зависимости от получаемой информации, пользователю предлагаются осознанно подобранные последующие вопросы.
Адаптивные тесты позволяют сфокусировать проверочные вопросы на явных проявлениях тестируемых качеств, то есть не задавать явно нерелевантные вопросы, но при этом более глубоко перепроверить значимые.
Адаптивные тесты дают возможность соединить вместе так называемые «грубые» тесты с «тонкими», нацеленными на мелкую детализацию, при этом не увеличивая время тестирования.
6. Вопросы и кейсы должны опираться на потребности и понятийный уровень пользователя, а не тестолога.
Есть два важнейших взаимосвязанных принципа, соблюдение которых позволяет содержательной и интерпретационной части теста остаться осмысленной и полезной:
А) Вопросы, задачи и ответы теста должны быть сформулированы на языке аудитории. Используемые понятия и смыслы должны входить в ядро понятий аудитории.
Б) Тест должен опираться на психологические и возрастные потребности аудитории, должен соответствовать её запросам. Чем младше аудитория, тем более дробной должна быть градация. При полном «попадании» в цель, ответы на вопросы теста формируются у пользователя мгновенно и не требуют дополнительного обдумывания (исключение составляют так называемые «инициирующие тесты», задача которых — заставить задуматься, а не диагностировать). Такие тесты гораздо более валидны, чем те, где необходимо запускать затратные умственные процессы, и высок шанс получить «случайный» или «усталый» ответ.