Тезисы обсуждения А. Смирнова и Г. Резапкиной
- Процесс личностного самоопределения – то есть познания себя и принятия себя – начинается примерно в 10-12 лет; кульминация обычно приходится на 14 лет; привычка саморефлексии и копания «на глубоком уровне» характерна для 16-18 и старше. Указанные возрастные границы условны, процессы протекают индивидуально.
- Само по себе самоопределение не заканчивается в подростковом возрасте, а остается нами на всю жизнь. Во взрослом возрасте кто-то чаще занимается саморефлексацией, кто-то ее избегает (вытесняет).
- Для подросткового возраста процесс «самокопания» оказывается болезненным, потому что подросток (в отличии от взрослого) впервые заглядывает внутрь себя и обнаруживает, что его представления о себе (идеальном) очень далеки от реальности. Наделяя себя желаемыми свойствами (я умный, я красивый, я талантливый, я …) подросток в разной степени жесткости сталкивается с фактом, что не самый умный, не самый красивый, не самый талантливый, … Эта информация часто приводит к депрессии и дальнейшему нежеланию изучать себя, избеганию неприятной темы. Помочь правильно узнать правду о себе, пережить это, принять и использовать как основу для саморазвития, поможет педагог-психолог. Но бывает, что у детей нет квалифицированной помощи взрослого. Поэтому для них мы создаем платформу самоопределения IZI-I.
- На пути подросткового самоопределения есть тупиковые пути:
- если взрослые начинают не сопровождать подростка в трудном процессе самопознания, а прямо «помогать», заменять собой подростка, то такое самоопределение не срабатывает.
- если удар по самолюбию нанесен сильно, резко, внезапно, то стадия депрессии перед стадией принятия может затянуться. Худший вариант – когда после первой встречи с неожиданными и неприятным, подросток бросает попытки честного понимания и принятия себя. В этом случае процесс самопознания переносится во взрослую жизнь, где он будет протекать существенно болезненнее.
- Если удар по самолюбию старались смягчить и дали заведомо нереалистичную картинку, в которой возникает самообман – когда подросток «убеждается» в том, что он самый умный, самый красивый, самый талантливый, …. Этот наихудший вариант часто создают наиболее ответственные, но переживающие родители. В этом случае существенно подрывается внутренняя мотивация к самопознанию («а зачем себя узнавать, если я знаю, что я прекрасен?…»), при этом встреча с реальностью отодвигается в более поздний возраст, где она неизбежно произойдет и будет существенно более травматична.
Наилучший способ пройти путь подросткового самоопределения
Ранний подготовительный период 10-12 лет | Мы даем основные знания и понятия о себе, приучаем к мысли о постижения себя, об основных приемах саморефлексии. Учим прислушиваться к себе, своему состоянию. А также помогаем построить «картину мира» — что крайне важно не только для общего развития, но и последующего правильного видения себя в этом мире. Расширяя горизонты (кругозор и картину мира), мы также показываем разнообразие занятий, учим прислушаться к своим интересам (способностям, задаткам), чтобы дать возможность найти несколько увлекающих занятий. |
12-14 лет | Это уже нарастающий процесс самопознания, который воронкообразно сводится к прямой потребности знать о себе всё. Если в 12-14 лет у подростка уже есть занятия, которые увлекают его, ему гораздо проще и легче «принять себя», потому что это уже «не полный ноль», — с которым сталкиваются некоторые подростки, впервые анализирующие себя. |
14-16 лет | Время принятия себя; время продолжающегося познания, время начала экспериментов и осознанных изменений. В это время усложняются вопросы, на которые необходимо честно ответить самому себе. А также появляются возможности «нырнуть» в комфортную среду, комфортное сообщество, где можно «раствориться». Либо показывать свою индивидуальность. В этом возрасте проявляется максимальная «проблема полов» (8 класс), когда мальчики чураются девушек, стесняются, а любое действие оценивается через призму «как это будет воспринято одноклассниками и одноклассницами». В этом возрасте подросток-в-одиночестве и подросток-на-публике (в классе) — два очень разных подростка. Помочь принять себя гендерно, помочь принять себя как личность в обществе, — наша важная задача. |
16-18+ | «Время свободы», время сложных тем, время свободных вопросов и выбора. Наша задача – помочь «довести до крайности» вопросы, научиться из задавать и отвечать на них, максимально расширяя горизонты и наборы тем. Наша задача помочь выработать привычку правильной рефлексии (частой, честной, глубокой). |
Профориентация и личностное самоопределение
Профессиональное самоопределение — это финал, закономерный результат самоопределения личностного. Когда ты разобрался «какой ты», тогда можно и ответить на вопрос «кем быть».
Пирамида самоопределения
Личностное самоопределение – это не дискретный кусок с 12 по 16 лет. Корни, а точнее основа личности, закладывается еще в «безсамосознательном» дошкольном возрасте. Основой являются полученные установки, то есть шкала моральных ценностей, которая отвечает на вопросы, что для конкретного человека являет «хорошо», а что «плохо».
Многие ученые сходятся во мнении, что именно эти установки, то есть жизненные ценности, полученные в дошкольном возрасте, остаются и дальше и являются тем «сценарием», определяющим дальнейшее поведение человека, все его моральные выборы и соответствующие выбору жизненные поступки.
Чтобы произошла переоценка этих ценностей у человека должна произойти какая-либо «катастрофа». Потеря близких, серьезная болезнь, война, сильная психическая травма и так далее.
Вместе с этим, стоит учесть и тот факт, что «человек — продукт среды». Соответственно, когда полученные в дошкольном и младшем школьном возрасте ценности в дальнейшем совпадают с ценностями той среды (общества), в котором находится подросток (взрослый), это дает «мирную» психологическую обстановку, способствующую развитию.
Не совпадать может в 2 вариантах:
1. моральные устои общества значительно крепче (выше), чем заложенные в человека.
2. среда более деструктивна и агрессивна.
Дальнейшие модели поведения в обоих вариантах описаны как в педагогической, так и художественной литературе (в частности, наиболее часто у Макаренко, Крапивина и других).
Возвращаясь к пирамиде самоопределения, мы выделяем:
- дошкольный возраст, в котором закладываются все будущие деонтологические ценности (этические и моральные установки, правила), пока еще не осознанные, но являющиеся фундаментом личности
- младший школьный возраст, в котором выстраивается картина мира – реалистичная или искаженная, целостная или мозаичная.
- средняя школа, в которой происходит реалистическая (осознанная) оценка себя – свои сильных и слабых сторон (которая начинается с понимания существования самих по себе сторон, качеств – и их многообразия), определения своих интересов, склонностей, способностей, задатков, талантов.
- старшие классы, в которых от понимания и принятия себя происходит потребность в понимании своей роли в мире целом (начиная с осмысления и принятия этого мира, который существует не только «вокруг меня», но и «без меня»).
Этапы самоопределения видны на следующей иллюстрации:

Необходимо напомнить, что:
- процесс самоопределения не является конечным,
- часто является цикличным,
- у взрослых протекает иначе, чем у подростков,
- отложенное в подростковом возрасте самоопределение «догоняет» человека во взрослом состоянии болезненнее и травматичнее.
Мотивация по возрастам
10-12 | Игра, интересное (но общее) о мире вокруг | Расширяем кругозор, развлекаем в сторону разнообразия мира |
12-14 | Постепенная ориентация на себя | Развлекаем в сторону самопознания |
14+ | Максимальная ориентация на себя | Помогаем узнать о себе «правду» и принять ее, научиться отталкиваться от нее для саморазвития (используем для этого нашу «векторную диагностику») |
15 | «Половой вопрос» (у мальчиков) | помогаем разобраться, оставаясь в нормах минобра и с учетом мнений разных пуритан и сумасшедших |
16-18+ | Сложные темы, внешний мир и моя роль в нем | Помогаем задавать острые вопросы, расширяем темы вопросов, помогаем найти роли и смыслы. |
Структура нашей помощи в самоопределении – это цикличное движение с усложнением по 4 ключевым темам:
