Методически значимые моменты в личностном самоопределении

Процесс личностного самоопределения начинается примерно в 10-12 лет и продолжается всю жизнь. На пути саморазвития есть различные этапы и тупики...
  1. Процесс личностного самоопределения – то есть познания себя и принятия себя – начинается примерно в 10-12 лет; кульминация обычно приходится на 14 лет; привычка саморефлексии и копания «на глубоком уровне» характерна для 16-18 и старше. Указанные возрастные границы условны, процессы протекают индивидуально.
  2. Само по себе самоопределение не заканчивается в подростковом возрасте, а остается нами на всю жизнь. Во взрослом возрасте кто-то чаще занимается саморефлексацией, кто-то ее избегает (вытесняет).
  3. Для подросткового возраста процесс «самокопания» оказывается болезненным, потому что подросток (в отличии от взрослого) впервые заглядывает внутрь себя и обнаруживает, что его представления о себе (идеальном) очень далеки от реальности. Наделяя себя желаемыми свойствами (я умный, я красивый, я талантливый, я …) подросток в разной степени жесткости сталкивается с фактом, что не самый умный, не самый красивый, не самый талантливый, … Эта информация часто приводит к депрессии и дальнейшему нежеланию изучать себя, избеганию неприятной темы. Помочь правильно узнать правду о себе, пережить это, принять и использовать как основу для саморазвития, поможет педагог-психолог. Но бывает, что у детей нет квалифицированной помощи взрослого. Поэтому для них мы создаем платформу самоопределения IZI-I.
  4. На пути подросткового самоопределения есть тупиковые пути:
  • если взрослые начинают не сопровождать подростка в трудном процессе самопознания, а прямо «помогать», заменять собой подростка, то такое самоопределение не срабатывает.
  • если удар по самолюбию нанесен сильно, резко, внезапно, то стадия депрессии перед стадией принятия может затянуться. Худший вариант – когда после первой встречи с неожиданными и неприятным, подросток бросает попытки честного понимания и принятия себя. В этом случае процесс самопознания переносится во взрослую жизнь, где он будет протекать существенно болезненнее.
  • Если удар по самолюбию старались смягчить и дали заведомо нереалистичную картинку, в которой возникает самообман – когда подросток «убеждается» в том, что он самый умный, самый красивый, самый талантливый, …. Этот наихудший вариант часто создают наиболее ответственные, но переживающие родители. В этом случае существенно подрывается внутренняя мотивация к самопознанию («а зачем себя узнавать, если я знаю, что я прекрасен?…»), при этом встреча с реальностью отодвигается в более поздний возраст, где она неизбежно произойдет и будет существенно более травматична.  

Наилучший способ пройти путь подросткового самоопределения

Ранний подготовительный период 10-12 лет– мы даем основные знания и понятия о себе, приучаем к мысли о постижения себя, об основных приемах саморефлексии. Учим прислушиваться к себе, своему состоянию.

А также помогаем построить «картину мира» — что крайне важно не только для общего развития, но и последующего правильного видения себя в этом мире.

Расширяя горизонты (кругозор и картину мира), мы также показываем разнообразие занятий, учим прислушаться к своим интересам (способностям, задаткам), чтобы дать возможность найти несколько увлекающих занятий.  
12-14 лет— это уже нарастающий процесс самопознания, который воронкообразно сводится к прямой потребности знать о себе всё.

Если в 12-14 лет у подростка уже есть занятия, которые увлекают его, ему гораздо проще и легче «принять себя», потому что это уже «не полный ноль», — с которым сталкиваются некоторые подростки, впервые анализирующие себя.
14-16 лет— время принятия себя; время продолжающегося познания, время начала экспериментов и осознанных изменений.

В это время усложняются вопросы, на которые необходимо честно ответить самому себе. А также появляются возможности «нырнуть» в комфортную среду, комфортное сообщество, где можно «раствориться». Либо показывать свою индивидуальность.   В этом возрасте проявляется максимальная «проблема полов» (8 класс), когда мальчики чураются девушек, стесняются, а любое действие оценивается через призму «как это будет воспринято одноклассниками и одноклассницами». В этом возрасте подросток-в-одиночестве и подросток-на-публике (в классе) — два очень разных подростка. 

Помочь принять себя гендерно, помочь принять себя как личность в обществе, — наша важная задача.
16-18+— «время свободы», время сложных тем, время свободных вопросов и выбора.
Наша задача – помочь «довести до крайности» вопросы, научиться из задавать и отвечать на них, максимально расширяя горизонты и наборы тем.
Наша задача помочь выработать привычку правильной рефлексии (частой, честной, глубокой).

Профориентация и личностное самоопределение

Профессиональное самоопределение — это финал, закономерный результат самоопределения личностного. Когда ты разобрался «какой ты», тогда можно и ответить на вопрос «кем быть».

Пирамида самоопределения

Личностное самоопределение – это не дискретный кусок с 12 по 16 лет. Корни, а точнее основа личности, закладывается еще в «безсамосознательном» дошкольном возрасте. Основой являются полученные установки, то есть шкала моральных ценностей, которая отвечает на вопросы, что для конкретного человека являет «хорошо», а что «плохо».

Многие ученые сходятся во мнении, что именно эти установки, то есть жизненные ценности, полученные в дошкольном возрасте, остаются и дальше и являются тем «сценарием», определяющим дальнейшее поведение человека, все его моральные выборы и соответствующие выбору жизненные поступки.

Чтобы произошла переоценка этих ценностей у человека должна произойти какая-либо «катастрофа». Потеря близких, серьезная болезнь, война, сильная психическая травма и так далее.

Вместе с этим, стоит учесть и тот факт, что «человек — продукт среды». Соответственно, когда полученные в дошкольном и младшем школьном возрасте ценности в дальнейшем совпадают с ценностями той среды (общества), в котором находится подросток (взрослый), это дает «мирную» психологическую обстановку, способствующую развитию.

Не совпадать может в 2 вариантах:

1. моральные устои общества значительно крепче (выше), чем заложенные в человека.

2. среда более деструктивна и агрессивна.

Дальнейшие модели поведения в обоих вариантах описаны как в педагогической, так и художественной литературе (в частности, наиболее часто у Макаренко, Крапивина и других).

Возвращаясь к пирамиде самоопределения, мы выделяем:

  • дошкольный возраст, в котором закладываются все будущие деонтологические ценности (этические и моральные установки, правила), пока еще не осознанные, но являющиеся фундаментом личности
  • младший школьный возраст, в котором выстраивается картина мира – реалистичная или искаженная, целостная или мозаичная.
  • средняя школа, в которой происходит реалистическая (осознанная) оценка себя – свои сильных и слабых сторон (которая начинается с понимания существования самих по себе сторон, качеств – и их многообразия), определения своих интересов, склонностей, способностей, задатков, талантов.
  • старшие классы, в которых от понимания и принятия себя происходит потребность в понимании своей роли в мире целом (начиная с осмысления и принятия этого мира, который существует не только «вокруг меня», но и «без меня»).

Этапы самоопределения видны на следующей иллюстрации:

Пирамида самоопределения Резапкиной-Смирнова
Пирамида самоопределения Резапкиной-Смирнова

Необходимо напомнить, что:

  • процесс самоопределения не является конечным,
  • часто является цикличным,
  • у взрослых протекает иначе, чем у подростков,
  • отложенное в подростковом возрасте самоопределение «догоняет» человека во взрослом состоянии болезненнее и травматичнее.

Мотивация по возрастам

10-12Игра, интересное (но общее) о мире вокругРасширяем кругозор, развлекаем в сторону разнообразия мира
12-14Постепенная ориентация на себяРазвлекаем в сторону самопознания
14+Максимальная ориентация на себяПомогаем узнать о себе «правду» и принять ее, научиться отталкиваться от нее для саморазвития (используем для этого нашу «векторную диагностику»)
15«Половой вопрос» (у мальчиков)помогаем разобраться, оставаясь в нормах минобра и с учетом мнений разных пуритан и сумасшедших
16-18+Сложные темы, внешний мир и моя роль в немПомогаем задавать острые вопросы, расширяем темы вопросов, помогаем найти роли и смыслы.
Мотивация по возрастам

Структура нашей помощи в самоопределении – это цикличное движение с усложнением по 4 ключевым темам:

Структура пути самоопределения
Структура пути самоопределения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: