Дневник самоопределения

Скетчбук Я дневник самоопределения

Мини-игры, которые сейчас разрабатывает коллектив IZ-I, методически опираются на предыдущий некоммерческий социальный проект для подростков — выложенный в свободный доступ бесплатный дневник самоопределения (скетчбук «Я»).

Скетчбук ежедневно скачивают и распечатывают десятки родителей и педагогов для своих школьников; он активно используется  в работе с подопечными детских домов.

Методически он «ведет» своего хозяина по маршруту: Кто я и какой я — Каков мир вокруг меня — Каково мое место в мире — Чем в этом мире могу заняться я — Ценности — Цели. 

Яркий и забавный скетчбук «Я» выглядит как развлечение, — штука, в которой нет менторства и назидательности. Это просто увлекательный блокнот, в котором нужно черкаться, выполняя разные задания.

В Дневнике используется принцип «активизирующего инструмента»: не так важно, насколько тщательно школьник заполнит Дневник – важно, чтобы он увидел сами вопросы. Если он хоть ненадолго задумается над ними или просто увидит, что есть много разных способов и инструментов взаимодействия с миром — это и будет нужным шагом в правильную сторону.

Дневник учитывает реверсивную психологию подростка. Темы подаются не «в лоб», вопросы часто не имеют «правильных ответов».

С каждым мы говорим на его языке. Поэтому для школьников разных возрастов готовятся разные дневники — с соответствующим возрасту дизайном, структурой, подбором тем и вопросов, подачей информации в соответствии с возрастной психологией.

Для 11-12-летних читателей — яркий красочный Дневник с проективными персонажами. Для старшего возраста — более строгий дизайн, сложные темы и целые цепочки вопросов, смысл которых становится понятен ближе к концу Дневника.

Подробнее узнать про дневник самоопределения и скачать его

От «дневника самоопределения» к IZ-I

  • IZ-I — новый проект тех же разработчиков. Поэтому если вы знакомы с дневником и он вам нравится, вам наверняка будет интересно пользоваться им или поучаствовать в новом проекте тех же авторов.
  • Методическая основа платформы IZ-I взята из Дневника самоопределения. В данный момент команда IZ-I занимается переводом «бумажного» дневника, задания в котором придуманы нашим автором Инной Бартош, на язык компьютерных мини-игр (например, мы уже реализовали формат «Облако слов»). Это невозможно сделать «простым переносом», поэтому мы будем благодарны вам, если и вы предложите свои идеи, как это сделать!

Вот некоторые форматы из дневника:

ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ (ДЛЯ ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЕЙ)

Фрагмент страницы скетчбука "Я" #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
Фрагмент страницы скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ (С ВАРИАНТАМИ ОТВЕТА), ВОПРОСЫ С ПОДСКАЗКАМИ
Фрагмент страницы скетчбука "Я" #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
Фрагмент страницы скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)

ЦИТАТЫ ИЗ КНИГ И СТАТЕЙ, ВСТРОЕННЫЕ В МЕТОДИЧЕСКИЙ МАРШРУТ
Фрагмент страницы скетчбука "Я" #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
Фрагмент страницы скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
ОБЛАКО СЛОВ

Фрагмент страницы скетчбука "Я" #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
Пример «облака слов«. Фрагмент страницы скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
МЕЙНД-МЕПЫ
Фрагмент страницы скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
ПРОЕКТИВНЫЕ РЕПЛИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ С МУДРЫМИ МЫСЛЯМИ
Фрагмент страницы скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)

…Или не очень мудрыми.

Фрагмент страницы скетчбука "Я" #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ
Фрагмент страницы скетчбука "Я" #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
Фрагмент страницы скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
СХЕМЫ
Фрагмент страницы скетчбука "Я" #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
Фрагмент страницы скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
ИНТЕРАКТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ С ВОПРОСАМИ
Фрагмент страницы скетчбука "Я" #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
Фрагмент страницы скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ: ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ, МНЕМОНЕМЫ. РЕКОМЕНДАЦИИ И QR-КОДЫ НА РАЗНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА
Фрагмент страницы скетчбука "Я" #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
Фрагмент страницы скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
АЛГОРИТМЫ
Фрагмент страницы скетчбука "Я" #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
Фрагмент страницы скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
ЛАЙФХАКИ
Фрагмент страницы скетчбука "Я" #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
Фрагмент страницы скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
СОВЕТЫ
Фрагмент страницы скетчбука "Я" #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
Фрагмент страницы скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
АРТ-ЗАДАНИЯ: НАРИСУЙ/РАСКРАСЬ/ДОРИСУЙ
Фрагмент страницы скетчбука "Я" #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
Фрагмент страницы скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)

СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ
Фрагмент страницы скетчбука "Я" #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
Фрагмент страницы скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)

КОМИКСЫ
Страница скетчбука "Я" #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
Страница скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)

И ДАЖЕ КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ!
Фрагмент страницы скетчбука "Я" #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)
Фрагмент страницы скетчбука «Я» #1 (дневник самоопределения для 5-6 класса)

А также:

  • Визуальные задания (что-то найти на картинке, интерпретировать и т.п.).
  • Притчи, байки, анекдоты.
  • Задание что-то сделать, придумать, понять отношение (не написать).
  • Мотиваторы (аффирмации).
  • «Отметь свою позицию на шкале, соедини линиями».

И другие форматы, которые вы тоже можете изучить, скачав Дневник тут: dso.navigatum.ru.

Если у вас есть хотя бы общая идея, как превратить любое из заданий бумажного дневника в мини-игру, или идея собственного формата или задания, напишите нам об этом:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: